24 октября 2008 года в отеле Мариотт Роял Аврора состоялась Практическая конференция журнала «Юрист Компании» «Актуальные сделки, иски и другие правовые явления, о которых молчит законодательство». 

На конференции было представлено 10 докладов. В качестве докладчиков на конференции выступили: 

Дмитрий Ситников — Начальник юридического управления ЗАО «Управляющая Компания „Аптечная сеть 36,6“; Андрей Глушецкий — генеральный директор „Центр корпоративных стратегий“ еженедельника „Экономика и жизнь“, заместитель главного редактора еженедельника „Экономика и жизнь“; Елена Лебедева — управляющий партнер Юридической фирмы „Мегаполис ЛИГАЛ“; Александра Нестеренко — Президент Объединения Корпоративных Юристов, заместитель Генерального директора по правовым вопросам ГК „Роснанотех“; Мария Ерохова — главный консультант управления анализа и обобщения судебной практики ВАС РФ, к.ю.н.; Константин Скловский — адвокат адвокатской фирмы „Юстина“, д.ю.н.; Кира Гин -Барисявичене -Управляющий ПартнерГруппы юридических и аудиторских компаний „Содействие Бизнес Проектам“; Денис Новак — главный консультант управления анализа и обобщения судебной практики ВАС РФ, к.ю.н., магистр частного права; Ираида Доброчинская — юрисконсульт компании „ФРЕЙТ ЛИНК“; Ирина Шиткина — заместитель генерального директора по персоналу и правовому обеспечению ОАО „Холдинговая компания Элинар“, преподаватель кафедры предпринимательского права МГУ им. М.В. Ломоносова, д.ю.н. 

Предлагаем Вашему вниманию доклад Киры Гин-Барисявичене — Управляющего Партнера Группы юридических и аудиторских компаний „Содействие Бизнес Проектам“ на тему: „Юридический адрес компании. Мифы и реальность в условиях правовой неопределенности“. 

Вступление

В моем докладе я хочу рассмотреть такое правовое явление как „юридический адрес“, которое не определено в законодательстве, однако широко встречается на практике. 

Также хотелось бы осветить появившиеся в связи с правовым явлением „юридический адрес“ такие правовые явления как „адреса массовой регистрации“ и „продажа юридических адресов“. 

Эти правовые явления касаются деятельности каждого юридического лица, и для для некоторых предприятий этот вопрос в настоящий момент стал достаточно существенным. 

У многих организаций, если не у большинства, юридический адрес не совпадает с фактическим. Часто такая ситуация складывается у тех, кто: 

- не имеет финансовой возможности в начале бизнеса арендовать помещение, однако уже обязан указать адрес предприятия в заявлении на регистрацию юридического лица; 

- не смог по каким-либо причинам впоследствии арендовать помещение после регистрации по адресу, указанному в заявлении на регистрацию юридического лица; 

- хочет состоять на учете в определенной инспекции по причине наличия знакомого инспектора; 

- по характеру бизнеса в офисе не нуждается; 

- после переезда офисе не внес изменения в учредительные документы. 

До недавнего времени всех это устраивало, и фирмы прекрасно общались друг с другом и с государством по фактическому адресу. Затем государственные органы, и, в первую очередь, налоговую службу, в том числе в рамках кампании по борьбе с фирмами -однодневками, данная ситуация устраивать перестала. 

В настоящий момент налоговая инспекция требует указывать юридический адрес организации по фактическому адресу. Для тех, кто даже указал при регистрации свой фактический адрес, при его смене необходимо вносить изменения в учредительные документы организации, что нередко влечет переход из одной налоговой инспекции в другую. Из-за длительности процесса и дополнительных сложностей не все компании готовы пройти процедуру смены адреса.

Рассмотрим ситуацию с юридическим адресом и ее последствия более детально.
Историческая справка и анализ действующего законодательства

Самое ранее упоминание термина „юридический адрес“ мы встретили в нормативных актах СССР . Однако определение этого термина и в действующем законодательстве, и в утративших силу нормативных актах отсутствует. 

В учредительных документах предприятий до 1995 года мы встречали подобные формулировки. 

Во многих регионах в налоговый орган подавалась карточка предприятия по форме налогового органа, в которой самим налоговым органом были предусмотрены графы „фактический адрес“ и „юридический адрес“. При налоговых проверках наличие фактического и юридического адреса также не влекло неблагоприятных последствий. 

С 1995 года в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) появился термин „местонахождение юридического лица“. До 2002 года „местонахождение юридического лица“ определялось местом его государственной регистрации». С 2002 года «местонахождением юридического лица» является именно то место, где осуществляет свою деятельность постоянно действующий исполнительный орган организации (например, генеральный директор). 

На основании  п. 2 ст. 52 ГК РФ и п. 3. Ст. 54 ГК РФ в учредительных документах юридического лица должно быть указано место его нахождения. 

В учредительных документах указывается только одно место его нахождения. Юридическое лицо может иметь на праве собственности, ином вещном праве или на основании договоров множество нежилых помещений, в которых располагаются его структурные подразделения, но в качестве места нахождения им указывается только один адрес. 

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — Закон № 129-ФЗ)» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. 

Статья 5 Закона № 129-ФЗ регламентирует содержание государственных реестров, в частности: в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: … в) Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. 

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что «юридический адрес» — это исторически сложившееся понятие делового оборота, твердо укрепившееся в сознании, означает адрес, который указан в учредительных документах предприятия и определяет, в какой территориальной налоговой инспекции юридическое лицо стоит на учете. 

Фактический адрес появился благодаря «творческой» инициативе чиновников налогового ведомства в борьбе со сложившейся практикой несовпадения юридических адресов с реальным местом нахождения юридического лица. 

По сути, юридический адрес является не чем иным, как адресом места нахождения юридического лица, указанным в учредительных документах и поименованным в п. 2 ст. 52 ГК РФ и п. 3. Ст. 54 ГК РФ. 

Правовое явление «продажа юридических адресов» 

Итак, в нашем обществе в голове многих налогоплательщиков с прежних времен прочно отложилось, что у организации может быть фактический и юридический адрес. Поэтому те, кто пока не знает, по какому адресу у него будет реальная аренда после регистрации; те, кто в силу финансовых возможностей в начале бизнеса не готов арендовать офис; те, кому офис не нужен, и те, кто хочет состоять на учете в определенной инспекции по причине наличия знакомого инспектора, пользуются предлагаемой на рынке услугой «предоставление юридического адреса». 

В данном разделе мы хотим поговорить о таком рожденном практикой правовом явлении как «продажа юридических адресов». Не секрет, что открыв любой журнал с рекламой юридических услуг или сделав соответствующий запрос в интернете Вы увидете массу объявлений о продаже юридических адресов. 

Что понимается под куплей — продажей юридического адреса. Заплатив юридической фирме от 3500 до 30000 рублей, Вы получите комплект документов, который включает в себя гарантийное письмо и договор аренды, а также возможно копию свидетельства о праве собственности. 

При небольшой цене собственники, как правило, даже не подозревают, что кто-то продает документы на их адрес, и все документы являются поддельными. Если цена ближе к верхней планке, и юридическая фирма предоставляет возможность встретиться с собственником, у Вас действительно есть шансы приобрести реальный договор аренды. 

Однако, поскольку фирма по купленному адресу не находится, покупателя юридического адреса будут подстерегать следующие неблагоприятные последствия:

  1. Собственник может отказаться продлить договор аренды и Вам все равно придется столкнуться с проблемой юридического адреса.

  2. Вы не будете получать корреспонденцию, которую Вам отправляют гос. органы или контрагенты, если Ваш адрес без почтового обслуживания или эта услуга оказывается плохо. Государственные органы присылают всю корреспонденцию по адресу, указанному в учредительных документах. Бывает, что организация узнаёт о том, что в 10-дневный срок необходимо предоставить какие-либо документы в ИФНС или во внебюджетные фонды, только после того, как на организацию уже выписан штраф за несвоевременное предоставление документов или приостановлены операции по счетам в банках.

  3. В случае, если инспекция произвела выезд на адрес и Вас там не обнаружила, даже при наличии договора аренды на юридический адрес, Ваше физическое там отсутствие заставит ее усомниться в реальности договора со всеми вытекающими последствиями в виде штрафов и блокировки счета (см. ниже п.6 × 7).

  4. Разовый платеж за адрес, его несоответствие рыночным ставкам арендной платы, отсутствие ежемесячных платежей также заставит налоговую усомнится в реальности договора аренды.

  5. Если банк, выполняя требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», произвел выезд на адрес и Вас там не обнаружил, он может отказать в открытии счета.

  6. Налоговая инспекция может Вас привлечь к ответственности по ч. 3 или ч. 4 ст. 14.25 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 рублей либо дисквалификации на срок до трех лет в случае, если докажет , что руководитель «заведомо ложно» сообщил в инспекцию неправильный адрес.

  7. На практике налоговая инспекция применяет такой незаконный метод борьбы с теми, кто не находится по адресу как «блокировка счета», а именно: налоговый орган отправляет в банк решение о пристановлении операций по счету по причине не предоставления отчетности. Когда директор с доказательствами своевременной сдачи отчетности является в банк в приватной беседе выясняется, что отчетность налоговой инспекцией получена, однако она считает, что предприятие не находится по адресу и готова разблокировать счет только после того, как предприятие внесет изменения в учредительные документы, указав свой реальный адрес.

Таким образом, если ранее налоговые органы негласно признавали за право на наличие у предприятия фактического и юридического адрес, то сейчас с организациями, которые не находятся по адресу местонахождения ведется борьба как в процессе существования так и на этапе государственной регистрации юридического лица.
Борьба налоговых органов с теми, кто не находится по адресу на этапе регистрации юридического лица.
1) В связи с проводимой налоговыми органами борьбой с однодневками на практике появилось такое правовое явление как «адреса массовой регистрации». Это понятие в законодательстве отсутствует. Его ввели в оборот наши налоговые органы.
Адресом массовой регистрации считается адрес, по которому зарегистировано более 10 фирм. В налоговой инспекции существуют собственные списки адресов массовой регистрации, куда попали все бизнес — центры и вообще порядока 80 процентов адресов по г. Москве.
На сайте ФНС существует он-лайн сервис, в котором Вы можете проверить является ли Ваш адрес адресом массовой регистрации.
2) С августа 2008 года МИФНС № 46 по г. Москве фактически дополнила Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», введя требование о предоставлении в составе пакета документов для государственной регистрации гарантийного письма от собственника на адрес, а также нотариально заверенной копии свидетельства о праве собственности. При этом инспектор не вправе отказать в принятии документов на регистрацию юридического лица при отсутствии гарантийного письма и нотариально заверенной копии свидетельства о праве собственности, поэтому документы на регистрацию принимают, однако на практике отказ в государственной регистрации гарантирован.
3) Во многих регионах появилась практика выезда налогового органа на место предполагаемого нахождения юридического лица после подачи документов на регистрацию.
4) С начала сентября 2008 года процесс регистрации организаций практически парализован в связи с введением УФНС по г. Москве нового регламента проверки адресов.
Итак, рассмотрим что предполагалось по Регламенту, и что сейчас творится на самом деле.

Теория 

Раздел "Теория" и "Практика" - автор Татьяна Звягина http://nash-aktiv.ru/krizis-gosregistratsii/

 
В соответствии с положениями Регламента, каждое организуемое юридическое лицо должно быть проверено на предмет наличия у него договоренности с собственником помещения, в котором оно предполагает вести свою деятельность и которое обозначено в заявлении на регистрацию как «место нахождения» юридического лица (на повседневном языке — «юридический адрес»).

В соответствии с описанной в Регламенте процедурой МИФНС № 46 по получении документов на регистрацию должна направить в соответствующую территориальную инспекцию запрос на проверку данных об адресе, и территориальная инспекция в течение трех дней с момента получения запроса должна связаться с собственником и подтвердить или не подтвердить данные. Если за три дня связаться не удалось — дается еще три дня.

При этом на процедуру регистрации отводится 7 календарных дней.

Обмен данными между МИФНС № 46 и территориальными инспекциями осуществляется в электронном виде. Протоколы о результатах проверки, составленные сотрудниками территорий и подписанные собственниками помещений и должностными лицами территориальных инспекций, — остаются храниться на местах. На основании данных Протокола должно приниматься решение — о регистрации либо об отказе в регистрации юридического лица.

Аналогичный порядок предусмотрен для уже действующих юридических лиц, которые регистрируют смену адреса местонахождения.

Существует три варианта развития событий:

1. Собственник подтвердил наличие договорных отношений с регистрируемой организацией. В этом случае выносится решение о регистрации.

2. Собственник не подтвердил наличие договорных отношений с регистрируемой организацией. Этот вариант приводит к отказу в регистрации.

3. Контакт с собственником помещения установить не удалось. В данном случае МИФНС № 46 должна принять решение о регистрации. А поиск собственника должен быть в любом случае продолжен вплоть до его выявления и подтверждения факта предоставления им помещения данной организации.

Практика

Даже из текста Регламента очевидно, что его процедура — трудно выполнима.

7 календарных дней, отводимых на госрегистрацию (принятие решения о регистрации либо об отказе в регистрации) — срок очень небольшой.

Резко возрастает нагрузка на сотрудников территориальных инспекций, которые должны теперь выполнять функции сыскных агентов и циркулировать по городу с папкой актов.

Все усугубляется тем, что МИФНС № 46 не пересылает информацию из гарантийных писем в территориальные инспекции. А эта информация могла бы ощутимо облегчить поиск собственника, ведь у здания их может быть несколько.

В результате, в связи с нехваткой кадров, информации и желания выполнять положения регламента основная часть запросов из МИФНС № 46 остается без ответа.

При этом несмотря на то, что в таких случаях МИФНС № 46 обязана принимать решение о госрегистрации — на практике при отсутствии ответа от собственника выдаются отказы с формулировкой «Среди представленных для государственной регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, содержащее достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица». Устно в ИФНС № 46 поясняют, что собственник не подтвердил свое намерение предоставить помещение.

Таким образом, из-за нежелания заниматься розысками собственников и из-за объективной нехватки трудовых ресурсов, страдают добропорядочные фирмы.
Кроме того, в связи с неправомерными отказами заявители несут значительные финансовые потери. Пошлины за государственную регистрацию изменений не возвращаются, к тому же многие прибегают к услугам юристов, работа которых также уходит в песок.
А собственники заявляют о том, что с ними никто не связывался.

Никаких доказательств того, что с собственником помещения действительно был установлен контакт, и он не подтвердил наличие договорных отношений с организацией, получившей отказ, не представляется. Чиновники предлагают верить им «на слово».

К чему надо быть готовым собственникам -арендодателям

После подачи документов на государственную регистрацию юридического лица, собственнику -потенциальному арендодателю территориальная инспекция может направить Уведомление с просьбой явиться в ИФНС в связи с проводимыми мероприятиями по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, связанных с правонарушениями в области государственной регистрации юридических лица, и предоставить учредительные документы организации собственника, документы о праве собственности и иные документы. 

Как правило собственника приглашают в отдел оперативного контроля, где составляют акт установления нахождения органов управления юридических лиц в помещении по адресу, а также объяснения собственника, предоставляющего помещения по адресу. 

Возможен вызов на комиссию, которая абсолютно незаконно будет решать вправе ли Вы предоставить в аренду помещение или нет. 

Встречаются абсурдные случаи. Так, на практике, территориальная налоговая инспекция заявила, что «не дает свое согласие на сдачу в аренду», по следующим причинам:

  1. Была изучена общая площадь арендодателя, затем норма площади на одного офисного работника была умножена на среднесписочное количество сотрудников (включая уволенных), после чего налоговым органом был сделан вывод, что оставшихся метров мало для сдачи в аренду, несмотря на то, что количество оставшихся метров соответствовало тем площадям, которые предполагались к сдаче (Для офисных сотрудников площадь одного рабочего места с персональным компьютером должна составлять не меньше 6 м2, а если компьютер с жидкокристаллическим или плазменным экраном монитора, то не меньше 4,5 м2 (п. 3.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03«Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.03 № 118). И это несмотря на то, что проверка соблюдения санитарных норм не входит в компетенцию налоговых органов.

  2. Поскольку предполагался краткосрочный договор аренды на 11 месяцев, налоговый, налоговый орган заявил, что фирма -арендатор регистрируется не на 11 месяцев и они «могли бы разрешить сдачу в аренду», если бы договор аренды был долгосрочный.

  3. Кроме того, было заявлено, что инспекция слишком загружена и им не нужны новые фирмы, которые надо обслуживать.

Отказ не был оформлен каким -либо документом, мы не знаем, какой ответ поступил из территориальной инспекции в ИФНС № 46, однако потенциальный арендатор получил отказ в регистрации с формулировкой: «Среди представленных для государственной регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме Р11001, содержащее достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица». Устно в ИФНС № 46 пояснили, что собственник не подтвердил свое намерение предоставить помещение.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что положения Регламента изначально противоречат законодательству о государственной регистрации: у регистрирующего органа нет права запрашивать документы на подтверждение адреса местонахождения и тем более ставить государственную регистрацию организации в зависимость от якобы полученных сведений.
С первого раза открыть организацию стало практически невозможно, даже при предоставлении документов на юридический адрес и подтверждения собственника помещения.

Бороться с произволом возможно только путем обжалования в суд незаконных отказов.

N.B. Приводим мнение нашего партнера Буханова Дениса, генерального директора ООО «1-ая Налоговая Компания» (1NK Group), в прошлом следователя по налоговым преступлениям МВД РФ. «В настоящее время, сотрудники ФНС РФ, выносящие незаконные решения, а порой совершающие действия, совершенно выходящие за рамки их компетенции, достаточно непринужденно относятся к последующему обжалованию их действий в рамках административного и гражданского права, в связи с тем, что отсутствует эффективная система наказания сотрудников, осуществляющих незаконные действия. Мне видится выходом из данной ситуации, часто несправедливо забытая организациями возможность использования системы уголовного преследования сотрудников ФНС, которые позволяют себе описанные в статье действия. На самом деле, такие незаконные действия подпадают сразу под несколько статей Уголовного кодекса РФ, такие как: ст. 169 „Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности“, ст. 285 „Злоупотребление должностными полномочиями“, ст. 286 „Превышение должностных полномочий“, ст. 330 „Самоуправство“, в некоторых случаях ст. 179 „Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения“. Необходимо только грамотно собрать необходимые для каждой из статей материалы во время визита в ФНС при очередном вызове (тут существует ряд особенностей, но вполне выполнимых), после чего составить квалифицированные заявления о преступлениях в правоохранительные органы. Последующее воздействие на сотрудников ФНС, допускающих незаконные действия, со стороны правоохранительных органов будет куда эффективнее и ощутимее, чем „призрачная“ возможность получить дисциплинарное взыскание, которых уже давно никто в ФНС не опасается.»

Translate this web site

 © Группа юридических и аудиторских компаний «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ»   

Правовая информация 

 

Реорганизация ГК "СБП"

С 14 августа 2017 года Ольга Пономарёва и Кира Гин, управляющие партнеры Группы компаний «Содействие Бизнес Проектам» объявили о раздельной работе с сохранением практик и компетенций по налоговым, юридическим и аудиторским вопросам.    

 Ольга Пономарёва   

Тел. 8 (495) 506-76-86, 8 (917) 579-92-96
e-mail: mail@formalex.ru
www.formalex.ru
  

Кира Гин

Тел. (495) 601-97-83, 8(926)203-92-57
e-mail: 1@ginlegal.ru
www.ginlegal.ru