Как правильно направить претензию должнику и подать иск в суд
Если Ваша компания кому-то должна или Вам кто-то должен за поставленный товар, произведённую продукцию, оказанную услугу и Вы намерены обратиться в суд за взысканием долга, то Вы знаете, что в нашей стране ровно год назад был введён иной порядок взыскания долгов через суд. Мы знакомили Вас с этими изменениями: https://goo.gl/kDTirb
В частности, был введён обязательный претензионный порядок, когда до обращения в арбитражный суд стороны должны попытаться досудебно урегулировать свой долговой конфликт — направить претензию должнику. По истечении 30 календарных дней со дня направления претензии, если спор урегулирован не был — кредитор имеет право обратиться в суд.
Однако, на сегодняшний день судебная практика показывает, что суды часто отказываются принимать такие иски. Какие самые распространённые ошибки допускают истцы в претензионном порядке?
-
Ошибка № 1. Суд возвратит иск, если истец не направил претензию ответчику
Если спор прямо не указан в АПК РФ как исключение из претензионного порядка (ст. 4 АПК РФ), то целесообразно направить претензию ответчику. Если прямого исключения в законе нет и претензию не направили, то готовьтесь оспаривать определение суда о возвращении иска.
-
Ошибка № 2. Документ, направленный ответчику, не является претензией
Суды проверяют, действительно ли направленный ответчику и приложенный к иску документ является претензией (её копией). Документ признается судами претензией, если он содержит требование к ответчику и описание фактических обстоятельств, на которых оно основано. В противном случае суды возвращают иски и указывают на несоблюдение претензионного порядка.
Рекомендация: указывайте в претензии то же требование к ответчику и фактические обстоятельства, которые Вы планируете указать в исковом заявлении.
-
Ошибка № 3. К иску не приложены доказательства того, что претензия ответчику направлена
Кроме претензии истец обязан приложить к иску доказательства, подтверждающие направление этой претензии ответчику. Приложение только претензии повлечёт возвращение иска.
Рекомендация: когда передаёте претензию под подпись, добейтесь, чтобы должник зарегистрировал её как входящую корреспонденцию. Если это невозможно, то на копии претензии должны быть указаны дата, подпись, расшифровка ФИО и должность лица, который её принял. Надёжнее всего отправлять претензию по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью.
-
Ошибка № 4. Претензия направлена по неподтверждённому адресу ответчика
Часто фактический адрес организации не совпадает с юридическим. Направление претензии только по фактическому адресу вызовет вопросы у суда, особенно если ответчик станет отрицать её получение и фактический адрес ответчика не был указан в договоре как адрес для переписки.
Рекомендация: направляйте претензию по юридическому адресу ответчика. Ответчик несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений по адресу, указанному в ЕГРЮЛ (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ). Если Вы заинтересованы в урегулировании спора, то отправляйте претензию одновременно по юридическому и фактическому адресам ответчика.
-
Ошибка № 5. Предмет и основание иска не соответствуют претензии
Если предмет и основание иска не совпадают с претензией, то суд может возвратить иск, указав, что истец не принял меры по досудебному урегулированию спора. Например, в претензии истец требовал от ответчика оплатить долг по договору поставки, а в иске потребовал не только взыскать задолженность, но и возместить убытки.
Рекомендация: при подготовке претензии должнику учитывайте, что иск придётся подавать с тем же предметом и основанием. Если претензия уже отправлена, но в иске нужно привести другие сведения, целесообразно направить уточненную претензию.
-
Ошибка № 6. Иск подан до истечения 30-дневного срока после направления претензии
Спор из гражданских правоотношений может быть передан на разрешение арбитражного суда лишь спустя 30 календарных дней со дня направления претензии (ч. 5 ст. 4 АПК РФ). Подача иска до истечения этого срока признаётся судами преждевременной и служит основанием для возвращения иска или оставления иска без рассмотрения.
Рекомендация: перед подачей иска лучше ещё раз проверить, прошло ли 30 календарных дней со дня направления претензии ответчику.
(при подготовке материала использована публикация журнала «Юрист компании»: Шесть ошибок в претензионном порядке.)
Юристы «СБП» обращают внимание, что Вам лучше помнить и учитывать эти правила претензионного порядка на стадии согласования условий договора. Например, пользоваться предусмотренной законом возможностью снизить срок ответа на претензию до 5-10 дней, чтобы Вы имели возможность быстрее обратиться в суд.
Мы можем помочь Вам избежать ненужных рисков на стадии выбора контрагента – «СБП» предоставляет услугу по проверке налоговой и бизнес репутации контрагентов. Вы можете также получить у нас консультацию по грамотному составлению договора, который будет защищать Ваши интересы, как в ходе выполнения контракта, так и в случае возникновения неблагоприятной ситуации.
Если эта информация может быть полезна или интересна Вашим друзьям, партнёрам или коллегам, пожалуйста, поделитесь этим сообщением в Ваших социальных сетях или перешлите им это письмо по электронной почте.
P.S. Незнание законов не освобождает от ответственности. Берегите себя.
Обратите внимание, если Вы пользуетесь нашей услугой — годовое юридическое обслуживание, то Вы можете просто связаться с управляющими партнёрами «СБП» и получить консультацию по интересующему Вас налоговому или юридическому вопросу.
--------------------------
С уважением к Вам, Ольга Пономарёва и Кира Гин-Барисявичене, управляющие партнёры Группы юридических и аудиторских компаний «СБП», наши контактные телефоны: + 7 (495) 601-97-83 и + 7 (925) 506-76-86, для связи и Ваших вопросов: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
****************************************************
Мы фокусируемся для Вас на событиях в мире бизнеса, налогах и праве.
Присоединяйтесь к «СБП» в Facebook и будьте на связи!