Юридическое лицо для осуществления каких-либо функций за пределами своего основного места нахождения (указанного в учредительных документах) в соответствии со ст. 55 ГК РФ вправе создать обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Указанная статья даёт такое определение представительствам и филиалам:

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных ими положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Основным отличием филиала от представительства является объём полномочий, которыми наделены такие подразделения юридического лица. Объём полномочий филиала шире, чем представительства. Представительство осуществляет представление интересов юридического лица и осуществляет их защиту, ведёт некоммерческую деятельность, а филиал имеет право осуществлять все функции юридического лица или их часть, в том числе и осуществлять функции представительства, и ведёт коммерческую деятельность.

Что мы предлагаем:

  • Консультации по созданию и деятельности обособленных подразделений;
  • Внесение изменений в учредительные документы о создании филиала или представительства (при необходимости);
  • Оформление комплекта документов (приказы, положения, доверенности), необходимых для правового обеспечения деятельности филиала или представительства;
  • Постановка филиала или представительства на учёт по месту нахождения в соответствующей ИФНС;
  • Уведомление в месячный срок налоговую по месту регистрации юридического лица о создании филиала или представительства (Сообщение по форме № С-09—3);
  • Постановка на учёт филиала или представительства на учёт во внебюджетных фондах (необходимо при открытии расчётного счёта);
  • Открытие расчётного счёта (при необходимости, за дополнительную плату).

Для постановки на учёт в соответствующий налоговый орган необходимо предоставить:

  • Нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учёт по месту нахождения материнской организации;
  • Копию письма с кодами статистики;
  • Сведения о виде подразделения, месте его нахождения, количестве стационарных рабочих мест;
  • Копии паспортов директора и бухгалтера филиала или представительства;
  • Справку из банка о расчётных счетах (уведомление об открытии) открытых юридическим лицом;
  • Копию договора аренды.

Перечень документов не является исчерпывающим и может быть уточнён специалистами перед началом работы.

Кроме того, наши специалисты могут содействовать в создании филиалов, представительств и дочерних компаний Российских юридических лиц в странах СНГ и в любой стране за рубежом.

Действующее налоговое законодательство требует постановки на налоговый учёт юридических лиц не только по месту их нахождения (по адресу, указанному в учредительных документах) и по месту нахождения филиалов и представительств, но и по месту нахождения обособленных подразделений иных форм, определение которых дано в пункте 2 статьи 11 НК РФ. Вопрос о постановке на учёт таких обособленных подразделений мы рассмотрим ниже.

 

Прочие обособленные подразделения российских юридических лиц

В целях проведения налогового контроля Налоговый кодекс применяет определение обособленного подразделения юридического лица, отличное от понятия филиала или представительства в соответствии с нормами гражданского права. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от неё подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Понятия рабочего места Налоговый Кодекс не содержит. В п. 1 ст. 11 сформулирован общий принцип использования в Кодексе институтов, понятий и терминов других отраслей законодательства Российской Федерации. Понятие рабочего места раскрывает Трудовой кодекс Российской Федерации. Согласно нормам ст. 209 Трудового кодекса рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое работнику необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учёт организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (ст. 83 НК РФ). Данный срок исчисляется с момента фактического создания рабочих мест, а не с момента издания Приказа и пр. При определении наличия обособленных подразделений у организации следует руководствоваться положениями Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) 019—95, утвержденного постановлением Госстандарта России от 31.07.95 г. № 413, на основании которого можно установить территорию, подведомственную налоговому органу. Если указанный в нём код административно-территориальной единицы у места регистрации организации и места её подразделения один, то такое подразделение не признаётся территориально обособленным от организации. Если обособленное подразделение и само юридическое лицо находятся на территории подведомственной одной и той же налоговой, то необходимости ставить на учёт обособленное подразделение нет.

Таким образом, создав обособленное подразделение необходимо поставить его на учёт по месту нахождения, нарушение такой нормы закона влечёт за собой ответственность в соответствии со ст.ст. 116, 117 НК РФ. Так как постановка организации на учёт по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется с целью учёта объектов налогообложения по региональным и местным налогам, то применительно к деятельности организации и её обособленного подразделения, которые находятся на территории одного субъекта РФ (например, на территории города Москвы) такая цель отсутствует, т.е. необходимости уплачивать какие-либо налоги или сборы по месту нахождения обособленного подразделения нет.

Кроме того, статья 288 НК РФ устанавливает следующее правило: налогоплательщики — юридические лица, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Таким образом, организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают по месту постановки на учёт такого подразделения только местные либо региональные налоги (в том числе земельный налог, налог на имущество и пр.).

Обособленные подразделения
согласно НК РФ 

Филиалы и представительства
по ГК РФ 

Сходства

Территориальная обособленность

Отличия

Признаются таковыми независимо от того, отражены или нет в учредительных документах Обязательное отражение в учредительных документах
Действуют на основании локальных нормативных актов организаций Действуют на основании специально утверждённого положения
Признаются таковыми по истечении одного месяца с момента создания стационарного рабочего места Приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы
Руководитель действует на основании должностной инструкции. Специальные полномочия могут быть переданы по доверенности, что не является определяющим по данному признаку Руководитель действует на основании доверенности

Что мы предлагаем:

  • Консультации по созданию и деятельности обособленных подразделений;
  • Оформление комплекта документов (приказы, положения, доверенности), необходимых для правового обеспечения деятельности филиала или представительства;
  • Постановка обособленного подразделения на учёт по месту нахождения в соответствующей ИФНС;
  • Уведомление в месячный срок налоговой по месту регистрации юридического лица о создании филиала или представительства (Сообщение по форме № С-09—3).

Для постановки на учёт в соответствующий налоговый орган необходимо предоставить:

  • Нотариально заверенные копии учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учёт по месту нахождения материнской организации;
  • Копию письма с кодами статистики;
  • Сведения о виде подразделения, месте его нахождения, количестве стационарных рабочих мест;
  • Копии паспортов директора и бухгалтера филиала или представительства;
  • Справку из банка о расчётных счетах (уведомление об открытии), открытых юридическим лицом;
  • Копию договора аренды.

Перечень документов не является исчерпывающим и может быть уточнён специалистами перед началом работы.

     
Translate this web site

© Группа юридических и аудиторских компаний «СОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕС ПРОЕКТАМ»

    Тел.:(495) 601-97-83

Правовая информация